Гэндзи — побочный сын императора из романа «гэндзи-моногатари»

Гэндзи - побочный сын императора из романа «гэндзи-моногатари»
Гэндзи — герой классического романа эпохи Хэйан японской писательницы Мурасаки-сикибу (настоящее имя неизвестно, происходит из старинного рода Фудзивара, конец 70-х г. X в.«Гэндзи-моногатари» («Повествование о Гэндзи»). Образ Гэндзи имеет фольклорно-мифологические истоки: в характере и облике Гэндзи прослеживаются черты героев, имеющих божественное происхождение.

Источник: роман "Повесть о Гэндзи"

Автор: Мурасаки-сикибу


Гэндзи относится к тем героям, которых называют «особенными». Он — побочный сын императора, обладает всеми преимуществами высокого рождения, чарующей внешностью (его красота гиперболизирована), добрым сердцем, незаурядными способностями. Это образцовый хэйанский кавалер, ведущий жизнь, полную веселья и блеска.

Ему присуща погоня за наслаждениями, но он не вульгарный сластолюбец, а стремящийся к любви и тонко чувствующий красоту во всем человек.

Гэндзи — герой многоплановый. Повествование в жанре моногатари предполагает рассказ обо всем, что случилось на свете, начиная с «века богов»; при этом автор передает то, что он не в состоянии оставить сокрытым в своем сердце. Цель — выявить глубоко заложенные в человеческих отношениях очарование или особую внутреннюю суть вещей (моно-но аварэ).

Гэндзи — герой реалистического (условно) романа-эпопеи. На фоне жизни «блистательного» Гэндзи, изображенной как цепь любовных связей, дана художественная энциклопедия придворной жизни, отображающая культуру и идеологию сословия феодальной аристократии, находящейся у власти. Показана повседневная, обычная жизнь, почти хроника 75 лет в ее «внутренней правде» (принцип «макото»), а не в правде факта.

Гэндзи — герой поэтического и глубоко философского, с элементами сентиментальности, повествования. Автор глубоко проникает во внутренний мир героя, в душе которого переплелись влияние синтоизма, согласно которому хороший человек — чувствительный, откликающийся на чувства других людей во всей красоте их многообразия, и влияние буддизма, согласно которому природа Будды проявлена во всем сущем. Гэндзи — эстет, тонко реагирующий на проявления красоты, но чувствующий влияние закона кармы и печаль человеческого существования.

Гэндзи — герой любовно-бытового, психологического и нравоописательного, включающего элементы комического, романа. Состояние Гэндзи— «одержимость любовью», что позволяет провести условную аналогию образа Гэндзи с героями любовных и гедонистических романов, образами До» Жуана и Казаковы.

Однако Гэндзи не является героем гедонистического гимна любви или романа нравов. Образ Гэндзи позволяет исследовать проблему поиска «единственной» женщины и верности в любви в условиях фактической полигамии и осуждения общественным мнением излишней верности одной женщине. Он подтверждает истину о том, что бесконечные поиски радостей любви, как и вмененная в обязанность любовь ко многим женщинам, растрачивают душевные силы и исключают возможность личного счастья.

В противоположность Дон Жуану и Казанове у Гэндзи смерть не имеет пафоса трагизма, а сопровождается настроением грусти и сожаления.

Со стороны буддизма и конфуцианства Гэндзи подвергался критике как порочный и безнравственный герой эротического романа, рисующего падение нравов. Но образ Гэндзи питал и питает японскую литературу. Роман о Гэндзи уникален, он остался единственным в своем жанре, японская литература более не имела подобного гармонического сочетания лирического начала с широтой художественного отображения действительности.

Поэтические и пародированные воспроизведения образа Гэндзи начались уже в XI веке.

В жанре поэзии существует множество произведений о Гэндзи, пример — «Гэндзи окатами» и «Гэндзи кокагами» (Большое и малое зерцала «Гэндзи монагатари»). В театре Но существуют пьесы «Аои», «Гэндзи в Суме» и др. Пародия на Гэндзи в городской литературе XVI-XIX вв.— Еноскэ, сын купца и проститутки, красавец и обольститель (Сайкаку. «Любовные похождения одинокого мужчины», 1682), простолюдин, торговец рыбой, герой «Обезьяньего Гэндзи» (неизвестный автор, XVI в.) и герой «Лже-Мурасаки и деревенского Гэндзи» (Рютэй Танэзико, XVIII в.).

Жанр романа в японской литературе возродился после второй мировой войны. Наиболее привержены национальным художественным традициям «Гэндзи моногатари» Кавабата Ясунари и Танидзаки Дзюнъитиро. В 1935 Гэндзи Танидзаки переложил «Гэндзи моногатари» на современный язык.

К образу Гэндзи наиболее близок образ Кикудзи Митани, героя повести Кавабата «Тысячекрылый журавль» (вариант перевода — «Тысяча журавлей») (1951).

Источник

Случайные записи:

Трахтенберг-младший.


Bookmark the permalink.

Comments are closed.